Увеличение мощности двигателя.
Поговорим об увеличении мощности двигателя . Наверное каждый современный автовладелец хоть раз задумывался о том , чтобы добавить коней в свою двух-трех-четырехколесную повозку . Так уж человек устроен - он всегда недоволен тем ,что у него есть и стремится к лучшему , большему . Еще быстрее , еще вкуснее , еще комфортней , еще чище , еще больше функций . Современный маркетинг в эпоху развитого капитализма все дальше и дальше пробирается в наше сознание , заставляя тратить свое время и силы в бумажном и электронном эквиваленте на приобретение подчас вовсе не нужных , но более совершенных предметов обихода . Сел современный человек за руль авто с мотором 1.4л - ему не едет . Посади этого же человека в авто с 6.2л - ему опять будет не то! Ведь с таким объемом авто должен намного лучше ехать !
Но маркетинг маркетингом ,а в большинстве случаев автовладелец просто хочет иметь какой-то запас по мощности для критических ситуаций . Например при обгоне , уходе от столкновения , поиграть в "пятнашки" на трассе или стартануть с буксами с перекрестка . Более мощный и динамичный автомобиль подразумевает большую уверенность на дороге .
Но не будем далеко отходить от темы . Принимая решение о том , что мощности двигателя своего автомобиля ему никак не хватает , владелец вступает на довольно долгий и мучительный путь . Прежде всего он лезет в интернет , опрашивает знакомых автовладельцев и.....голова у него распухает поскольку информации по этой теме просто океан и маленький прудик с карасями , и все довольно разрозненно , навалено , и зачастую противоречит друг другу . Данная статья призвана простым и понятным языком осветить способы увеличения мощности двигателя и немного разложить все по полочкам .
Немного теории .
О том , как работает двигатель внутреннего сгорания (ДВС) знает наверное любая , даже совсем далекая от техники белокурая домохозяйка - дж-дж-дж-дрынь-рррррррр...Но мы с вами немного технически подкованные люди и знаем что куда и откуда толкает и крутит и почему домохозяйка издает такие звуки , изображая работающий двигатель . Поэтому резюмируем - в двигатель поступает воздух , воздух в определенных пропорциях смешивается с топливом , в определенный момент вся эта канитель поджигается искрой со свечи зажигания и при сгорании канитель (топливовоздушная смесь (ТВС)) расширяется и толкает поршень . Соответственно существует прямая зависимость - чем больший объем ТВС сгорит , тем сильнее толкнется поршень .
Исходя из принципа работы двигателя можно сделать выводы , что изменить мощностные характеристики ДВС можно либо изменив максимальное количество ТВС какое может поступить в двигатель , либо изменив пропорциональный состав ТВС и момент ее зажигания . Поэтому способы увеличения мощности двигателя можно условно разделить на две группы - доработка механической части двигателя и доработка системы управления двигателем .
Доработка механической части.
Путем нехитрых умозаключений делаем вывод , что самый прямолинейный и эффективный способ увеличить мощность двигателя - это натолкать в него побольше ТВС . Как же это можно сделать ?
1. Первый и самый напрашивающийся вариант - увеличить объем двигателя . Например купить авто с двигателем большего объема . В любом другом случае вам предстоит довольно сложная операция , требующая инженерных знаний и наличия в продаже альтернативных запчастей к вашему двигателю . Но такие переделки тоже имеют место быть . Например на моей памяти двигатель ВАЗ 2112 1.5л превращали в полноценный 1.8л .
2. Повысить давление во впускном коллекторе . Повышая давление мы заталкиваем в тот же объем цилиндра большее количество ТВС , то есть проще говоря повышаем его рабочий объем без изменения геометрии . Избыточное количество ТВС пропорционально давлению . Для этого используются турбонагнетатели и компрессоры . Для разных двигателей даже продают готовые кит-наборы . Сложность заключается в том , что двигатель все равно придется переделывать . Уменьшать степень сжатия , дорабатывать охлаждение , систему смазки . Потом менять ЭБУ на инженерный и откатывать программу управления двигателем .
Если двигатель вашего авто уже оснащен турбонагнетателем управляемым ЭБУ двигателя , то все намного проще . Давление во впуске на нужных режимах можно повысить просто отредактировав программу блока управления двигателем , то есть сделав программный тюнинг .
3. Самый любимый стритрейсерами в виду своей кажущейся дешевизны , и еще потому ,что процесс доработки можно делать постепенно - установка "резонансного наддува" . Это система впуск-распредвал-выпуск , дающая большее наполнение цилиндра за счет резонанса пульсаций воздуха во впускном коллекторе и выхлопных газов в выпускном коллекторе , в момент перекрытия (одновременного открытия ) впускных-выпускных клапанов , которое нам дают более широкие фазы распредвала . Минус этой системы очевиден - поскольку она резонансная , то наиболее эффективно она работает только в определенном диапазоне оборотов . Выигрываем в одном - проигрываем в другом . Неустойчивый холостой ход из-за попадания обратно в цилиндр выхлопных газов и падение мощности на низких оборотах неизбежно . И главное то , что необходимо правильно подобрать компоненты системы , чтобы все работали в определенном диапазоне оборотов , иначе легко можно получить обратный эффект .
4. Устранение заводских недочетов допущенных при проектировании и изготовлении ДВС , и замена части комплектующих на комплектующие с лучшими характеристиками .Подобные доработки хоть и не меняют максимальное количество ТВС , но все же дают лучшее наполнение цилиндров на определенных режимах работы ДВС . Сюда например входят - расширение каналов впуска-выпуска головки блока цилиндров ( ГБЦ ) , замена клапанов на Т-образные и т.д. .
5 . Отдельно хочется отметить установку фильтров нулевого сопротивления , прямоточных систем выпуска , дроссельных патрубков увеличенного диаметра , выбивание катализаторов . Данные доработки имеют смысл только при комплексной доработке ДВС для эксплуатации на очень высоких оборотах .
Доработка системы управления двигателем.
Наверняка вас посетила мысль , что нафига все эти сложности , если можно просто , как по старинке с карбюратором , плеснуть побольше бензина да крутануть трамблер пораньше , и она (машина) попрет как феррари дьябло ! Хочу огорчить . Существуют эффективные составы смеси и эффективный момент зажигания , при которых в данной режимной точке достигается максимальный крутящий момент . Меньше топлива - плохо , больше чем надо - еще хуже , позже момент зажигания - машина тупеет , раньше эффективного - тоже тупеет и возникает риск разрушения цилиндро-поршневой группы . А вот теперь воодушевляющий факт - в большинстве современных автомобилей , в силу норм токсичности , вышеназванные параметры далеки от эффективных в большинстве режимных точек ! Причем как в большую , так и в меньшую стороны .
И поэтому у доработки системы управления двигателем современного автомобиля есть весьма неплохой потенциал!
Но тут мы подходим к самому сложному моменту - обработать информацию о предложениях различных доработок и сделать выбор . Интернет пестрит разнообразными "шпорами на педаль"(обманки правой ноги - проф.) , "волшебными коробочками" втыкающимися в диагностический разъем или в цепи разных датчиков и дающими "30% мощности и 50% экономии" , регуляторами давления топлива повышенного давления , чудо-юдо-свечами зажигания , и вершинами космических технологий в виде "сглаживателя пульсаций генератора" втыкающегося в прикуриватель , и тд и тп и пр..
Поговорить о принципах их работы , достоинствах и недостатках , способах привлечения внимания , и в большинстве случаев просто обмана , конечно можно и даже очень интересно , но это бесконечно долго . Какие-то просто избавят ваш кошелек от части наличности , какие-то дадут небольшой эффект весьма далекий от заявленного , а какие-то могут привести к дорогостоящим поломкам или печальным последствиям на дороге . Отдельно прочитать о некоторых из них вы можете здесь (файл в формате word). Статья глазами специалиста раскрывает принципы работы некоторых таких устройств , их плюсы и минусы .
Обладая определенными техническими познаниями и проанализировав все что имеется мы неизбежно придем к выводу, что самый эффективный и правильный технически и логически способ доработки системы управления двигателем - это программный тюнинг .
Поскольку данная тема уже была освещена в другом тексте , то вы можете просто пройти по ссылке и узнать , что же программный тюнинг из себя на самом деле представляет .
Заключение.
Ну вот в принципе и все , что хотел вкратце до вас донести . Надеюсь время , проведенное за чтением этого текста было потрачено для вас не зря . Спасибо за внимание . Удачи на дорогах !
С уважением Сергей.