Все чаще и чаще в общении в автолюбительской среде появляются выражения типа «забился катализатор» «хочу выбить катализатор» «горит чек по катализатору» , «прошить на евро-2» . О том , что же это такое за странное устройство
«катализатор» , для чего оно нужно , зачем его выбивать и прошивать , какие неисправности с ним могут быть связаны и пойдет дальнейшая речь.
Начнем с того , что правильное название устройства – каталитический конвертер .Внешне он представляет собой этакий металлический тяжеленький бочонок типа «глушитель» , расположенный сразу за выпускным коллектором .
Близкое расположение к выпускному коллектору обусловленно тем , что для работы конвертера нужна высокая температура , которую обеспечивают горячие выхлопные газы . По этой же причине в современных автомобилях все чаще и чаще применяются каталитические конвертеры встроенные непосредственно в выпускной коллектор .
Каталитическими конвертерами с завода комплектуются автомобили с заявленными нормами токсичности соответствующими стандарту евро-2 и выше . В зависимости от автомобиля может применяться несколько каталитических конвертеров расположенных друг за другом .
Для чего нужен этот странный «бочонок» ?
Ни для кого не тайна , что при работе двигателя внутреннего сгорания выделяется масса токсичных вредных газов . Из таковых выделяют группу CO CH NОx .
СО – «угарный газ» , не имеет ни цвета ни запаха . В небольшой концентрации становится причиной головной боли , головокружения ,тошноты . В большой концентрации вызывает тяжелое отравление организма вплоть до наступления смерти . Становится причиной гибели любителей погреться в авто с заведенным двигателем в замкнутом помещении .
NOx – оксиды азота . Вступая в реакцию с водой образуют азотную и азотистую кислоты . С этими газами связанно то , что стоя рядом с автомобилем без каталитического конвертера мы испытываем резь в глазах и першение в горле . Кислоты образуются непосредственно на влажной слизистой оболочке , разъедают ее , и становятся причиной катаров различной степени тяжести .
CH – углеводороды . Очень много токсичных комбинаций . Наиболее опасный и распространенный из них – бензпирен .Очень устойчивый канцероген . Как и любой другой канцероген способствует мутациям клеток и , как следствие - образованию злокачественных опухолей . Сажа - аморфный углерод , не менее опасна , поскольку также обладает канцерогенными свойствами . Частицы сажи , из-за своего малого размера , не отфильтровываются в верхних дыхательных путях и беспрепятственно попадают в легкие .
Желающих сесть за руль своего персонального авто с каждым годом становится все больше . Все чаще и чаще жители мегаполисов становятся свидетелями и участниками огромного скопления автомобилей в пробках в час пик . В жаркую и безветренную погоду у водителей даже наблюдаются первые признаки отравления . А что бы творилось вблизи таких автоскоплений , если бы не каталитический конвертер ?
Как же он работает?
Самая главная рабочая часть в конвертере – каталитические вещества . Обратившись к школьному курсу химии вспоминаем , что есть такие катализаторы – вещества , в присутствии которых ускоряется или становится возможной химическая реакция , но при этом сами каталитические вещества в реакцию не вступают .
В каталитических конвертерах используются :
- Платина и палладий . Это окислительные катализаторы . Они окисляют углеводороды СН , и СО до СО2 . При сгорании топлива образуется достаточно большое количество воды . Доокисление ранее перечисленных продуктов сгорания топлива способствует еще большему ее образованию . В глушителе , который расположен достаточно далеко от двигателя и имеет невысокую температуру , влага конденсируется и выводится с потоком выхлопных газов . Вылетающая из глушителя вода часто становится причиной беспокойства автовладельцев . А в сильный мороз , при работе двигателя на холостых оборотах , эта влага может замерзнуть в холодном глушителе . Не удивляйтесь , если после длительных прогревов автомобиль , какое-то время просто перестает разгонятся . Бывали случаи , что лед почти полностью перекрывал поток выхлопных газов и двигатель глох . Владельцам сигнализаций с автозапуском , любящим погонять двигатель часок-другой , на заметку .
Как конвертер устроен внутри ?
Если мы снимем конвертер и заглянем вовнутрь ,то увидим , что внутренности состоят из блока в виде огромного количества продольных ячеек . В поперечном сечении будет мелкая сеточка . На поверхности этих продольных ячеек и нанесены катализаторы . Данная конструкция наиболее распространенная , поскольку обеспечивает наибольшую площадь соприкосновения выхлопных газов с каталитическим слоем и наименьшее сопротивление при движении газов . Для изготовления блока сот используют либо металл либо керамику .
Каким же образом приходит в негодность каталитический конвертер ?
Потеря эффективности работы конвертера :
- прежде всего конвертер может «отравиться» . Это когда катализаторы вступают в необратимую реакцию с другими веществами . Например входящими в состав топлива или промывочных жидкостей для топливной системы . Наиболее опасно для конвертера этилированное топливо .
- слой катализаторов может просто сорвать с поверхностей сот выхлопными газами . Это происходит вследствии некачественного изготовления конвертера .
- поверхность сот может покрыться веществами затрудняющими контакт выхлопных газов с каталитическим слоем . Например сажей , продуктами несгоревшего моторного масла .
Механические дефекты :
- разрушение сот конвертера . В основном такое может произойти в конвертерах с керамичесим блоком сот из-за его хрупкости . Основные причины - удар в конвертер снизу , попадание большого количества несгоревшего топлива вызывающее перегрев и оплавление сот , разрушение из-за резкого или неравномерного теплового расширения корпуса и блока сот ( например - после интенсивного разгона попадание в глубокую лужу ) .
Какие могут быть последствия ?
В случае потери эффективности работы , просто почувствуете , что усилился неприятный запах из выхлопной трубы , на щитке приборов загорится сигнализатор «проверь двигатель» , автомобиль станет менее приемистым ,увеличится расход топлива .
Механическое же разрушение сот наиболее опасно .
Куски сот забивают выхлопную систему , автомобиль перестает развивать мощность , перегревается . Если выхлопная система забита сильно , то двигатель может даже не запуститься . Керамическая крошка при обратном движении выхлопных газов попадает в цилиндры и повреждает рабочие поверхности , действуя как наждачная бумага .
Используя современное оборудование , можно выявить механический дефект конвертера с вероятностью 99% процентов . Сюда относятся замеры давления в цилиндре на такте выпуска , замер давления непосредственно в выпускном коллекторе , визуальный осмотр сот с помощью эндоскопа через отверстие для датчика кислорода . Завершающим этапом проверки является визуальный контроль , когда конвертер снимают и осматривают изнутри .
Вывод о неисправности каталитического конвертера должен сделать профессиональный диагност!!! Не доверяйте «специалистам» говорящим типа - «давай катализатор выбьем может поможет» . Эта , в общем-то нехитрая процедура , может и результата не принести и впоследствии больно ударить по вашему кошельку . Помните , что каталитический конвертер – это очень дорогостоящая запчасть !
Что делать ?
В случае потери эффективности работы каталитического конвертера три варианта действий :
1. Заменить конвертер на оригинальный . Тут вопрос в цене . Оригинальные конвертеры могут стоить от 20 до 200 т.р. .
2. Заменить конвертер на неоригинальный . В последнее время рынок наводнили дешевые конвертеры , как марочные так и универсальные . Стоимость их от 5 до 10 т.р..Отличительная особенность таких конвертеров в том , что их , как правило , в лучшем случае хватает на три-четыре месяца эксплуатации . После чего повторяется эпопея описанная в последствиях «потеря эффективности» . Каталитические вещества очень дорогие , и следовательно существует прямая зависимость - чем дешевле конвертер , тем меньше их используется .
В случае с механическими дефектами каталитического конвертера варианты те же , только к последнему пункту можно добавить удаление остатков блока сот и установка заместо корпуса конвертера трубы либо пламегасителя . Если просто оставить пустой корпус получим неприятное бурчание выхлопных газов в пустоте .
Что делать - думать и решать вам , уважаемый читатель! Выбор полностью лежит на вашей совести и гражданской ответственности .
Выбью – попрёт ?
Бытует расхожее мнение , что «катализатор душит мотор» , и если его выбить или поставить проставку и пр. , то «мотор начнет дышать и появится тяга» . Как ни крути конвертер является элементом создающим сопротивление потоку выхлопных газов . Поскольку конструкция его статична , то существует прямая зависимость - чем больше поток газов(обороты двигателя) , тем больше сопротивление . Но конвертеры спроектированы таким образом , что сопротивление потоку выхлопных газов в зоне рабочих оборотов очень небольшое . Соответственно и прибавка в мощности после удаления будет ничтожная . Зато в комплекте вы получите зачастую дорогостоящую проблему с программным отключением конвертера и дурно пахнущий и отравляющий окружающую среду автомобиль . Удалять конвертер механически имеет смысл только при комплексной доработке двигателя для эксплуатации преимущественно на высоких оборотах .
Сделайте лучше качественный программный тюнинг и оставьте конвертер в покое .
Заключение.
Надеюсь , что смог доступно и понятно донести до вас информацию об этом устройстве.
Спасибо за внимание. С уважением Сергей .
Выполнить корректное программное удаление катализатора в Рязани ( отключить катализатор , прошить на евро2 ) вы можете у нас . В разделе контакты указаны способы связи со специалистом .