Что такое чип-тюнинг и для чего он нужен.
Немного истории.
Началось все тогда , когда на смену карбюратору и трамблеру пришли Электронные Системы Управления Двигателем (ЭСУД) . ЭСУД достаточно разнообразны , поэтому разбирать и классифицировать мы их не будем . Объединяет их одно – управление топливоподачей , искрообразованием , холостым ходом и пр. осуществляет Электронный Блок Управления (ЭБУ) . ЭБУ принимает сигналы от разных датчиков , обрабатывает их по заложенной в него микропрограмме , и , в зависимости от установленных параметров (калибровок микропрограммы) , осуществляет управление временем открытия форсунок , разрядом на катушке зажигания , положением регулятора холостого хода и т.д. . Соответственно лафа , когда можно было улучшить разгон любимого авто просто подкрутив трамблер , и поменяв жиклеры , закончилась .
Сначала продвинутые инжекторщики пытались обмануть ЭСУД либо установкой форсунок большей производительности , регуляторов топлива с большим давлением , либо изменяя показания датчиков устанавливая дополнительные сопротивления и различные эмуляторы в их сигнальную цепь . Но со временем и эти процедуры оказались нецелесообразны , т.к. производительность системы топливоподачи и избыток топлива по сигналу с датчика расхода воздуха , корректировались лямбда-регулированием , а измененные показания датчика температуры приводили к несвоевременному включению вентилятора , и закипанию охлаждающей жидкости . Встала необходимость в корректировке калибровок микропрограммы ЭБУ . Началась программная война . Имя ей чип-тюнинг и продолжается она по сей день .
Впрочем различного рода обманки ЭСУД существуют до сих пор . Интернет пестрит тюнинг-боксами , обманками педали акселератора и пр.. Продавцы не скупясь в словах предлагают порой фантастические цифры прибавки мощности и снижения расхода . К сожалению на самом деле данные устройства являются всего лишь попыткой без вмешательства в программу ЭСУД получить эффект отдаленно напоминающий результат программного тюнинга . Чтобы сделать такой вывод достаточно разобраться в принципе действия волшебных коробочек .
Например устройства подключаемые в разрыв педали газа не дают прибавки мощности и крутящего момента , а просто создают ощущение более резкой и чуткой педали . Вы можете сами управлять педалью также , как делает за вас устройство , только при этом совершенно бесплатно . Устройства подключаемые в разъем диагностики сдвигают топливные коррекции в оперативной памяти ЭБУ в более богатую смесь , чего для нормальной настройки совсем недостаточно , и в большинстве случаев дает переобогащение со снижением мощности при полной нагрузке с небольшой прибавкой при средней.
Почитать поподробнее можно здесь (формат Word) . Статья глазами специалиста раскрывает принципы работы , предоставляет сделанные замеры , описывает плюсы и минусы коробочек .
Что же такое – чип-тюнинг ?
Разберем это словосочетание дословно: ЧИП (chip) – микросхема с памятью , ТЮНИНГ ( tuning )- настройка . Чип-тюнинг - настройка содержимого микросхемы с памятью . То есть настройка калибровок микропрограммы по которым работает электронный блок управления двигателем (ЭБУ) .
Зачем это надо , и надо ли вообще ?
Современный производитель , руководствуясь соображениями качества топлива в разных регионах выставляет угол опережения зажигания (УОЗ) намного более поздним , что приводит к менее эффективному сгоранию топливовоздушной смеси (ТВС) и снижению крутящего момента .
Чтобы снизить нагрузки на трансмиссию и выполнить требуемые нормы состава выхлопных газов производитель вводит различные ограничители крутящего момента и поправки топливоподачи и УОЗ , но делает это чрезмерно , что приводит к излишней «задумчивости» и «провалам» при ускорении .
А на некоторых авто ввозимых в Россию , исходя из определенных соображений , специально программно занижается максимальная мощность двигателя .
Руководствуясь нормами токсичности производитель также уменьшает топливоподачу там «где нужно больше» , и увеличивает там «где можно меньше» . Это , а также совокупность всех вышеизложенных факторов приводит к повышенному расходу топлива .
Чтобы снизить нагрузки на трансмиссию и выполнить требуемые нормы состава выхлопных газов производитель вводит различные ограничители крутящего момента и поправки топливоподачи и УОЗ , но делает это чрезмерно , что приводит к излишней «задумчивости» и «провалам» при ускорении .
А на некоторых авто ввозимых в Россию , исходя из определенных соображений , специально программно занижается максимальная мощность двигателя .
Руководствуясь нормами токсичности производитель также уменьшает топливоподачу там «где нужно больше» , и увеличивает там «где можно меньше» . Это , а также совокупность всех вышеизложенных факторов приводит к повышенному расходу топлива .
Отдельный разговор про недоработки заводского ПО , касающиеся холостого хода , холодного пуска , слишком позднего включения вентилятора охлаждения радиатора , неправильной диагностики различных датчиков и исполнительных механизмов и далее-далее-далее .
Оперируя калибровками микропрограммы , можно устранить вышеизложенные проблемы , сделать автомобиль более приятным в эксплуатации , увеличить крутящий момент там , где его не хватает , снять ограничители , выставить требуемую комплектацию ЭСУД , снизить расход топлива . То есть чип-тюнинг – это наиболее простой и относительно дешевый способ улучшить поведение и эксплуатационные характеристики автомобиля . Он не требует вмешательства в проводку , в конструкцию двигателя , что важно для автомобилей находящихся на гарантийном обслуживании . Также чип-тюнинг – единственный способ заставить ДВС с ЭСУД эффективно работать на альтернативном топливе ( пропан,метан ) . При желании на программном уровне можно реализовать функцию обманок педали акселератора , например jetter или pedalbuster , но разумеется более адекватно нежели это делает производитель данных устройств .
Как это происходит?
Прежде всего проводится диагностика ЭСУД для оценки ее состояния и определения наличия возможных дефектов . Оценка состояния ЭСУД входит в стоимость программного тюнинга .
Параллельно с оценкой состояния ЭСУД делаются снимки параметров ЭСУД необходимые для подстройки калибровок индивидуально под Ваш двигатель и ЭСУД .
Прежде всего проводится диагностика ЭСУД для оценки ее состояния и определения наличия возможных дефектов . Оценка состояния ЭСУД входит в стоимость программного тюнинга .
Параллельно с оценкой состояния ЭСУД делаются снимки параметров ЭСУД необходимые для подстройки калибровок индивидуально под Ваш двигатель и ЭСУД .
Далее считывается программа ЭБУ ЭСУД . В зависимости от типа ЭБУ может потребоваться его снятие и разборка . Но это в редких случаях . Большинство современных ЭБУ , при наличии хорошего профессионального оборудования , читаются-пишутся через разъем для диагностики .
После считывания и уточнения пожеланий владельца авто в специальных редакторах правятся калибровки-настройки программы . Имея очень большой опыт в настройке различных ДВС и работы с огромным количеством программного обеспечения различных типов ЭБУ , времени на эту процедуру затрачиваем относительно немного .
После редактирования калибровки записываются в ЭБУ .
Какие минусы чип-тюнинга ?
Да никаких . :-) Единственное правило – его должен делать человек , имеющий представление о процессах , происходящих в ДВС и знающий , что и зачем он меняет в калибровках . Иначе можно получить самые разнообразные последствия . Разновидностей ЭСУД , ЭБУ , и их микропрограмм существует великое множество . У каждой свое поведение , есть свои детские болезни . Поэтому к каждой из них необходим индивидуальный , профессиональный подход . И отсюда следствие - качественный чип-тюнинг не может быть очень дешевым .
Наиболее распространенный и имеющий прямое отношение к этому разделу статьи вопрос - влияет ли программный тюнинг на ресурс механической части ДВС ? Нет . Его возможности ограничиваются характеристиками механической части и геометрии ДВС . А возможности механической части , даже если просто следовать элементарной логике , прекрасно вписываются в запас прочности комплектующих ДВС установленных производителем . Исключение - программный тюнинг ДВС с турбонаддувом . Здесь , в случае изменения величины давления наддува , нужно быть очень осторожным , учитывать много факторов и следовать определенным правилам .
Время идет , совершенствуются инструменты для настройки калибровок позволяя более тонко настраивать огромное множество режимов , приобретаются знания и опыт . И постепенно чип-тюнинг превращается из гадкого утенка с неуклюже правлеными двумя-тремя основными параметрами , в прекрасного лебедя , сочетающего в себе отменную динамику , приятное поведение авто и адекватный расход топлива .
Заключение .
Надеюсь я смог понятно объяснить смысл этого не совсем понятного , но популярного словосочетания . Удачи Вам на дорогах !
С уважением Сергей .