Пятница, 19.01.2018, 08:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Поиск
Статистика

                                            О расходе топлива

 

 

   Поговорим о расходе топлива . Так уж сложилось , что имея гигантские залежи нефти и выполняя экспорт огромного количества нефтепродуктов за границу , наша страна славится такими же огромными ценами на те же нефтепродукты на внутренних заправках . Причем цены неумолимо и весьма динамично растут . В чем заключается подобная экономическая политика нефтяных компаний  - отдельный вопрос . Данная же статья призвана осветить сторону экономической проблемы обычного гражданина - это расход топлива его автомобиля . Ввиду растущих цен на топливо этот аспект все чаще и чаще волнует автовладельцев . Постараюсь максимально понятно объяснить что к чему и ответить на ряд наиболее часто задаваемых вопросов . Итак приступим ... 

 

Что такое "расход топлива"

 

Исходя из смысловой нагрузки словосочетания можно сделать вывод , что расход топлива автомобиля - это количество топлива , которое потребляет автомобиль . Поскольку данное определение не имеет четких границ , то вводится постоянная составляющая - за определенное время или определенный пройденный километраж . В странах с европейскими мерами величин практикуется измерение расхода в использованных литрах на сто километров пройденного пути . Расход = Количество Литров/100км .

Наиболее же популярная среди автовладельцев и  нервирующая диагностов формула измерения расхода - Расход = Количество Рублей / Неделя . Но , из-за постоянно меняющихся цен и разности пройденного за данный временной промежуток пути , нас  такие единицы не интересуют .

 

Как измерить расход топлива ?

 

Способов измерить расход топлива много . Рассмотрим несколько из них :

 

1. По датчику уровня топлива или по лампочке аварийного уровня топлива . Заправляемся топливом , засекая положение стрелки датчика , ездим пока стрелка не опустится до того же уровня . Количество заправленных литров делим на пройденное расстояние и умножаем на 100 , получаем расход в литрах/100км . В качестве индикатора нужной точки можно использовать лампу аварийного уровня топлива .

Данный способ , несмотря на кажущееся удобство , очень неточен . Погрешность датчика , особенности алгоритмов обработки сигнала датчика панелью приборов , большая площадь бака , и еще очень много факторов , создают огромную погрешность в измерениях .

 

2. По бортовому компьютеру .

Этот способ намного точнее чем предыдущий ввиду того , что количество топлива рассчитывается непосредственно по времени впрыска топлива . Но и здесь не исключены погрешности

Например если измените радиус колес . Изменится расстояние которое БК учитывает по количеству импульсов датчика скорости . Также если , например , загрязнятся форсунки или немного снизится давление бензонасоса . Видя по показаниям датчика кислорода , что топлива не хватает ,блок управления двигателем повысит расчетное время впрыска , что вызовет повышение расчетного расхода на БК .При этом реальное количество подаваемого топлива останется старое .

Еще обратите внимание,что при использовании многих типов нештатных БК требуется корректировка расчетного расхода относительно стандартных настроек .

 

3. По количеству топлива доливаемого до полного уровня бака .

Данный способ самый точный . Заправляется бак до отсечки заправочного пистолета , проделывается путь , повторно заправляется бак до отсечки , сколько литров влезло делим на пройденный километраж и умножаем на 100 , получаем точный расход .

Но и здесь могут быть нюансы . Самое главное - чем больший километраж преодолен , тем меньше погрешность . Километраж лучше засекать по GPS . Заправляться оба раза на одной колонке . Стоит проконтролировать отсечку по уровню топлива в заправочной горловине поскольку бывают ложные срабатывания .

Один дотошный автовладелец , на моей памяти , доливал топливо мерной емкостью с точностью до миллилитров , светя фонариком в горловину . Не исключено конечно , что кто-нибудь додумался подсветить зажигалкой , но мы об этом уже не узнаем .

 

 Почему в городе расход топлива больше , чем за городом ? 

 

При движении в городе вы постоянно разгоняетесь и останавливаетесь  . Разгон - это режим на котором расход топлива максимален . Мы преодолеваем инерцию автомобиля , затрачивая на это много энергии . Поскольку инерция характеризуется массой , то имеем прямую зависимость – чем больше и тяжелее авто , тем больше топлива будет затрачиваться на его разгон .

Но и расход при разгоне не идет ни в какое сравнение с расходом пока автомобиль стоит на месте с работающим двигателем . Автомобиль не двигается , а топливо потребляется . Согласно формуле при нулевой скорости расход стремится к бесконечности !

 Один мой коллега приводит наглядный пример . Пусть расход при работе двигателя на месте на холостом ходу 1л/ч , а средняя скорость движения автомобиля в пробке в час пик 5км/ч . Получается , без учета затрат на многочисленные разгоны авто , имеем расход 1 л/5км . Пересчитав нехитрую пропорцию получаем расход 20л/100км !!!

  Получается , что автомобильные пробки при передвижениях на небольшие расстояния могут довести значение расхода вашего авто до фантастических величин ! Вот на что наше развитое цивилизованное общество бестолково тратит львиную долю потребляемых ценных углеводородов .

Прибавьте еще затраты на работу кондиционера в жару . А в холодное время года - топливо затраченное на прогрев двигателя два раза в день , преодоление повышенной нагрузки со стороны трансмиссии из-за вязкости масла , и повышенное потребление топлива при движении на авто не прогретом до рабочей температуры .

 

Для примера влияния температуры окружающей среды на расход - в смешанном режиме осенью и мягкой зимой у меня автомобиль потребляет 9-10л/100км , а с наступлением морозов расход поднимается до 15-16л/100км.

 

Еще  расход может чуть ли не в несколько раз отличаться при движении по одному и тому же маршруту , но в разное время суток . Например в 9 вечера я могу проехать в другой конец города за 20 минут с расходом 6-7 л/100км , а в 6 вечера у меня уйдет на это около полутора часов с расходом 12-13л/100км .

 В силу вышеописанных причин наиболее показательным и имеющим вес при определении исправности системы управления двигателем , является расход при движении по трассе за городом .

 

  При движении за городом авто большую часть времени проводит в режиме наименьшего потребления топлива , поскольку постоянная скорость достигнута и просто поддерживается . Но и тут могут быть нюансы .

  Во-первых - трасса трассе рознь, и расход на разных трассах может отличаться на несколько литров . Например одна ровная и широкая , без уклонов . Другая узкая и вся в холмах и оврагах . В первом случае мы просто спокойно едем , во втором постоянно преодолеваем подъемы , да обгоняем плетущиеся фуры или неуверенных водителей .

  Во-вторых - не забывайте , что чем выше скорость автомобиля , тем большее сопротивление воздуха нам приходится преодолевать . Есть оптимальная скорость , при которой достигается своеобразный баланс - соотношение обороты-скорость и сопротивление воздуха позволяют двигателю работать в самом экономичном режиме .  Для большинства автомобилей это 70-110 км/ч . Зависит от передаточных чисел трансмиссии и аэродинамики автомобиля . При движении на скоростях выше этого диапазона вы в прямом смысле слова выкидываете литры на ветер . Самостоятельно определить границы диапазона вы можете по бортовому компьютеру , наблюдая за мгновенным расходом в единицах л/100км .

 

Какие причины могут вызвать повышенный расход топлива?

 

 - Неисправности системы управления двигателем ,
 - повышенное сопротивление воздуха вызванное например дефлекторами-спойлерами-мухобойками-багажниками ,
 - низкое давление в шинах ,
 - особый рисунок протектора шин ,
 - неправильный или экстремальный сход-развал ,
 - стиль езды ,
 - повышенное трение в узлах трансмиссии ,
 - особенности эксплуатации автомобиля ,
 - утечка из бака ,
 - низкое качество топлива ,
 - воровство топлива на стоянке и т.д. и т.п..
 
Про воровство топлива я не зря упомянул , потому что на моей практике было несколько случаев резкого снижения расхода от космических величин до земных , после установки на заливную горловину простой пробки с ключиком .
 
К условиям эксплуатации можно отнести , например , случай , когда я месяц безуспешно бился над 2114 1.5л.. Этот аппарат , что бы я с ним ни делал , бессовестно съедал на ровной трассе 8-10л/100км . Пока однажды в разговоре с владельцем не промелькнуло то... что он постоянно таскает груженный прицеп !

Про качество топлива . Живой пример - ездил на профессиональную конференцию в Нижний Новгород , заправлялся в Рязани , расход туда составил 6.5 л/100км . Обратно заправился в Нижнем Новгороде , расход составил 4.7 л/100км ! Маршрут один и тот же , загруженность дорог и туда и обратно была одинакова , скоростной режим одинаковый . 
 
 
 
Почему у моего автомобиля городской расход больше чем указанно в паспорте ?!

 

Именно таким вопросом закидывают владельцы новеньких иномарок технический персонал дилерских станций . В самом деле - почему ?!

Все очень просто - городской расход производителем рассчитывается без учета прогревов и пробок . Такой идеальный город . Сел в прогретое авто и поехал . Остановился пару раз на светофоре , пропустил разок пешеходов .

К тому же к великому сожалению у нас качество топлива подчас не соответствует заявленной цене и намного ниже качества топлива , используемого при тестовых замерах производителем .

 

 

Почему у меня расход 13 литров , а у соседа на таком же авто 8 ?

 

 Это вам сказал сосед ? Так вы тоже скажите ! Что авто у вас потребляет 6 литров . Пусть теперь он мучается !:-)

 
 Расход топлива автомобиля всегда был и останется предметом , которым меряются друг с другом , или просто хвастаются . Конечно , в отличии от других предметов , его меньшей величиной . Поэтому здесь бывает очень много либо просто наглого вранья , либо сильно приукрашенной правды . Замечена даже такая тенденция - человек сам стремится оказаться в заблуждении относительно реального расхода , чтобы честно смотреть другим в глаза называя фантастические цифры . К примеру - проехался раз по ровной трассе , с ветром в спину , на прямой передаче , со скоростью 70км/ч , еле-еле нажимая на акселератор , и все ! Засеченный "смешанный расход"  в 4л/100км теперь будет сопровождать рассказы автовладельца до конца его владения этим авто . 
 
Еще бывает например , что человек проехал по трассе 4000 км с расходом 6 л/100км , что и показал ему бортовой компьютер , а потом проехал по городу 300 км с расходом 13 л/100км . Насколько изменятся показания бортового компьютера ?! А ведь потом человек будет всем рассказывать какой у него экономичный авто - по городу 6.5 л/100км потребляет . И даже показывать что выдает бортовой компьютер . Только если его обнулить  и заставить измерять заново , то получим честные 13 л/100км .

 Сомневаетесь в измеренных цифрах ? Обратитесь к диагносту который много занимается с авто вашей марки . У него по-любому есть какая-никакая статистика по расходу для вашей модели .

 

Как снизить расход топлива ?

  
 Ну вот наконец мы и добрались до главного вопроса , ради которого вы , уважаемый читатель , зашли на этот сайт и читаете этот текст .

 

Наиболее простой и эффективный способ снизить расход топлива - это поставить автомобиль в гараже и ходить пешком . Положительные моменты  для здоровья и самочувствия , равно как и ощутимая экономическая выгода , при использовании этого способа более чем очевидны . Но нам , подсевшим на комфорт при перемещении своего тела в пространстве , такой вариант конечно не годится и поэтому читаем дальше . Хотя все-таки иногда обуздать свою лень и ходить пешком по магазинам , делам , или просто так, в пределах нескольких километров , можно и нужно . Гиподинамия - не лучший спутник по жизни .

Но мы несколько отвлеклись.

Поскольку количество топлива прямо пропорционально количеству воздуха подаваемого в двигатель , то делаем вывод , что чем меньше воздуха мы дадим двигателю , тем меньше впрыснется топлива .

Старые опытные водители советуют - хочешь снизить расход - положи кирпич под педаль газа . Этим они хотят сказать , что следует ограничить подачу воздуха путем ограничения открытия дроссельной заслонки .Проще говоря - меньше нажимаем на педаль акселератора - меньше открытие дроссельной заслонки - меньше подача воздуха - меньше расход .

Стиль езды применимый к данному совету называется "тошниловка" . Акселератор почти не нажимается , разгон выполняется очень плавно , переключения передач происходят на более низких оборотах . Данный стиль реально помогает снизить расход , но тут есть и обратная сторона медали - автомобиль лишается маневренности из-за нахождения оборотов двигателя вне зоны оптимальных . То есть нельзя будет избежать аварийной ситуации резко ускорившись , кого-то быстро обогнать и т.д.. Придется переходить на более низкую передачу , а это время , которое может решить дорожную ситуацию не в вашу пользу . Я , например , предпочитаю таким стилем не пользоваться . Жизнь и здоровье не стоят нескольких литров топлива .

 

Соответственно вытекает следующий вопрос - возможно ли снизить подачу воздуха без смены стиля вождения ? Конечно да! Повысим мощность двигателя , и вам придется меньше нажимать педаль акселератора для достижения того же ускорения , что и раньше . К тому же после повышения крутящего момента двигателя  автомобиль будет быстрее выходить на требуемую скорость , в зону наименьшего потребления топлива .

 

Какими путями это можно сделать ? О , тут неисчерпаемое поле для выдумок , технологических нововведений , творчества и откровенного мошенничества !

Но наиболее простой , дешевый , честный и эффективный способ - это программный тюнинг . Оперируя калибровками микропрограммы ЭБУ добиваемся увеличения крутящего момента двигателя , путем  приведения составов смеси и момента зажигания к наиболее эффективным во всех режимных точках . Также без потерь в мощности можно снизить подачу топлива на тех режимах , где в силу норм токсичности она явно завышена . Если обратиться к цифрам , то можно добиться снижения расхода на величины от 15% и выше .
 
Упоминая только составы смеси и момент зажигания я более чем утрирую , приводя вам , уважаемый читатель , только конечные составляющие  управления двигателем . В современных ЭБУ алгоритмов обрабатывающих эти параметры очень и очень много , включая математическую моментную модель двигателя . Учитывая всевозможные обработки и коррекции - режимных точек данных параметров может быть более десятка тысяч . А в системах с электронным управлением дросселем и электронной педалью акселератора , при программном тюнинге , перенастраивается еще и управление самой дроссельной заслонкой .
 
Кто-то прочитав изложенное выше недоверчиво пожмет плечами - зачем такие сложности , неужели нельзя просто  посильнее "придушить" подачу топлива ?! Конечно это было бы логически правильно , но все не так просто . При отклонении составов смеси от оптимальных существенно снижается эффективность работы цилиндров . Хорошо если мощности двигателя даже в этом случае хватит поддержать скорость или разогнать автомобиль , и вы при этом пользуетесь стилем "тошниловка". Тогда средний расход будет ниже . В обратном случае вам придется больше нажимать педаль и расход даже вырастет . Очень сильно обеднить смеси можно только на определенных режимах , но это даст вам от силы 0.5л. экономии , и опять же только при определенных условиях .
 
Из предыдущего абзаца вытекает ответ на еще один часто задающийся  вопрос - почему реальный городской расход на автомобиле с объемом двигателя 1.4л. больше , чем на таком же автомобиле с объемом 1.6л. ?!
 
Да все потому , что масса автомобиля одна и та же ! Затраты энергии на ее разгон одинаковые . Но при меньшем объеме двигателя приходится больше и дольше нажимать на акселератор . Поэтому чем чаще и резче вам приходится ускоряться (городской режим) , тем больше расход на авто с меньшим объемом будет догонять и обгонять расход на авто с двигателем большего объема . Но тут конечно есть масса нюансов . Соотношение массы автомобиля и мощности двигателя . Или разность в объемах .Например двигатель с объемом в 2.4л. установленный на легком авто будет в любом случае потреблять больше , чем двигатель 1.6л..А если возьмем тяжелое авто , то расход будет одинаков , или с 1.6л. даже больше . Но давайте закроем эту тему пока все окончательно не запутались .:-)

 

 

Заключение .

 

Ну вот и все ,что я вкратце хотел донести до вас ,уважаемые читатели . Надеюсь после прочтения этой статьи вы больше не будете просить диагноста "посмотреть расход топлива" , поскольку знаете , что для измерения расхода надо преодолеть расстояние . Диагност может посмотреть только параметры системы управления двигателем , которые могут повлиять на расход . Также теперь вы понимаете , почему после грамотного программного тюнинга , дающего нам прирост мощности , расход обычно снижается , а не повышается , вопреки расхожему мнению .

 

Спасибо за внимание . Удачи на дорогах . С уважением Сергей .

 

Copyright MyCorp © 2018Конструктор сайтов - uCoz